Очерки истории науки и техники 1870-1917

Деякі історичні матеріали та довідки.

Модератори: chuk, Taras

Re: Очерки истории науки и техники 1870-1917

Повідомлення mongol » 20 серпня 2009, 17:03

Летательные аппараты тяжелее воздуха.

Решающую роль в покорении воздушной стихии сыграли — как справедливо предсказывали Жюль Верн и его друзья еще в 60-х гг. XIX в.3— аппараты тяжелее воздуха. К- Э. Циолковский занялся вопросом о «птицеподобных летательных машинах» в связи с проблемами аэродинамики. В 1894 г. он опубликовал статью «Аэроплан 4 или птицеподобная (авиационная 6) летательная машина». Опережая свою эпоху, Циолковский выдвинул там идею цельнометаллического моноплана, т. е. самолета с одной поддерживающей поверхностью, приводимого в движение двигателями внутреннего сгорания. При этом исследователь впервые в истории авиации подчеркивал необходимость улучшения обтекаемости аэроплана для получения больших скоростей. Аэродинамические расчеты основных летных характеристик аэроплана проводились Циолковским и в последующие годы.

Крупнейший вклад в развитие аэродинамики внес Н. Е. Жуковский. 189° Г' быЛа опУбликована его работа «К теории летания» в 1891 г.— «О парении птиц», а в 1897 г.— «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов». В 1904 г. при непосредственном участии Жуковского в Кучино под Москвой был организован один из первых в Европе Аэродинамический институт, оборудованный новейшими по тому времени установками и приборами. В работе «О присоединенных вихрях» (1906) Жуковский вывел формулу для определения подъемной силы, являющуюся основой всех аэродинамических расчетов самолетов.

В развитии мировой авиационной техники можно выделить несколько этапов.

Планеры. Первые летательные аппараты создавались конструкторами преимущественно опытным путем. Конструкторы производили опыты с моделями летательных аппаратов различной конструкции, а затем с безмоторными летательными аппаратами — планерами. Последний вид экспериментов был очень рискованным. Их жертвой стал немецкий инженер Отто Лилиенталь (1848—1896), осуществивший с 1891 по 1896 г. более 2500 полетов на планерах различного типа сначала с одной (монопланного типа), потом с двумя поддерживающими поверхностями (бипланного типа). Последователем Лилиенталя был англичанин П. С. Пилчер, погибший в одном из полетов в 1899 г. Другим экспериментатором был американец французского происхождения О. Шанют. Он применял планер бипланного типа с хвостовой частью и рулями управления.

Аэропланы с паровым двигателем. Параллельно опытам с планерами начинается создание летательных аппаратов тяжелее воздуха, снабженных двигателями. Для первого этапа развития таких аэропланов характерно использование в качестве двигателей паровых машин. Этот этап открывается деятельностью выдающегося русского конструктора, капитана 1-го ранга А. Ф. Можайского (1825— 1890). После ряда подготовительных опытов с воздушным змеем, авиационными моделями и т. д. А. Ф. Можайский разработал проект «воздухоплавательного снаряда» и в 1880 г. приступил к его осуществлению на Красносельском военном поле. Работа была завершена в 1882—1884 гг. (конструкция самолета им неоднократно дорабатывалась).

Самолет, весом около 1 т, был монопланом. Он приводился в движение двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л.с, имел хвостовое оперение и фюзеляж лодочного типа с колесным шасси. Первый полет был неудачным: самолет оторвался от земли, но не смог удержаться в горизонтальном полете и налетел на забор.

Военное ведомство, с самого начала относившееся к опытам Можайского без особого одобрения, боясь больших расходов (личные средства Можайский успел все издержать на осуществление своего изобретения), увидело в этой неудаче повод, чтобы лишить конструктора дальнейшей поддержки. Можайский продолжал усовершенствовать свой самолет, готовил для него еще один, более мощный паровой двигатель. Но смерть в 1890 г. прервала труды изобретателя.

Во Франции летательными аппаратами совершенно иной конструкции, но также приводимыми в движение паровыми двигателями занимался с 1890 по 1897 г. инженер К- Адёр. Он построил аппарат, имевший форму летучей мыши, приводимый в движение паровой машиной мощностью 20 л.с. В 1890 г. аппарат под названием «Эола» ' оторвался от земли и пролетел около 50 м. Адер, истративший на опыты все свое довольно значительное состояние, так и не получил поддержки военного ведомства. Опыт со вторым аппаратом «Авион» 2 той же конфигурации, но с двумя пропеллерами и паровыми двигателями по 20 л.с. также был неудачен. В 1897 г. Адер прекратил занятия авиацией.

Еще до этого в 1894 г. к сооружению самолета приступил американский предприниматель и изобретатель в сфере военной техники X. С. Мэксим J (1840—1916). Его машина по размерам и мощности во много раз превосходила все предыдущие. Она имела 38 м в ширину и 31 м в длину. Взлетный вес аэроплана составлял 3,6 т. Кроме основной несущей поверхности, Мэксим ввел несколько ярусов дополнительных крыльев. Если они все вводились в действие, то общая несущая поверхность составляла 490 м2. Аэроплан был снабжен рулевыми парусами для управления полетом. Двигательная установка состояла из парового котла, отопляемого газолином или нефтью, и двух паровых машин общей мощностью 360 л.с. Из-за тяжести аэроплана для него была устроена специальная взлетная рельсовая дорожка. Однако при первой же попытке оторваться от рельсов машина потерпела аварию.

Неудачи аэропланов с паровыми двигателями в 80—90-е гг. были связаны не только с тяжестью силовой установки, но и с несовершенством их аэродинамической конструкции.

Аэропланы с двигателями внутреннего сгорания. Первые годы XX в. были временем многочисленных новых попыток создать практически применимые самолеты в США, во Франции и некоторых других странах. Братья Уилбер (1867—1912) и Орвил Райт (1871 — 1948) из Дейтона (США) начали в 1889 г. полеты на планере-биплане О. Шанюта, совершенствуя этот аппарат. Потом они установили на биплане бензиновый двигатель мощностью 12 л.с. Первые мотор-ные полеты были совершены О. Райтом 17 декабря 1903 г. Первый полет продолжался на расстоянии до 260 м. Аппарат назван был «Флайер» («Летун»). В 1904 г. Райты построили второй самолет по той же схеме с 16-сильным мотором. В 1905 г. «Флайер-3» достиг скорости более 60 км/ч, увеличив длительность полета до 38 мин. В 1908 г. Райты возобновили свою деятельность в США и во Франции, которая стала главным центром авиационных опытов того времени.

Выдвинулось множество «авионеров» (как называл их Адер), которые методом проб и ошибок с большим риском совершали смелые по тем временам спортивные полеты, привлекая огромный интерес общественности.

Первым в самолете собственной конструкции с мотором 50 л.с. выполнил полет уже известный нам аэронавт А. Сантос-Дюмон в октябре 1906 г. Он покрыл расстояние 60 м при скорости 41 км/ч. В 1907 г. А. Фарман, летя почти минуту со скоростью 53 км/ч, покрыл расстояние уже в 800 м. Он же в 1909 г. пробыл в воздухе 4 ч 18 мин, пролетев 234 км. Это свидетельствовало об ускорении технического прогресса в авиации и высоком искусстве пилотажа. Первые самолеты были по преимуществу бипланами (братьев Ш. и Г. Вуазёнов, Фармана), но применялись и монопланы Луи Блерио (1872—1936). На аппарате типа «Блерио-XI» его конструктор в 1909 г. перелетел Ла-Манш. Основным материалом при постройке самолетов служило дерево. С 1909 г. стали использовать металл для каркасов фюзеляжа. Крылья обшивались полотном. Скорость обычно составляла 60 км/ч, но Блерио в 1909 г. достиг скорости 77 км/ч.

С 1909—1910 гг. началось применение гидросамолетов. Для взлета и посадки на воду у аэроплана обычного типа колесное шасси заменялось поплавками, либо менялась вся конструкция самолета и он превращался в «летающую лодку».

Кроме Франции, авиационные полеты совершались в Англии, Германии (с 1908 г.) и в России (с 1909 г.). Вначале русские авиаторы использовали самолеты зарубежного производства. Так, М. Н. Ефимов, в дальнейшем установивший ряд мировых рекордов, начал свои полеты в 1909 г. на самолете Фармана.

Затем появились русские типы самолетов. Я. М. Гаккель (1874— 1945) предложил в 1909 г. оригинальную конструкцию самолета-биплана («ЯМГ»), которую осуществил в мастерской 1-го Российского товарищества воздухоплавания. В 1910 г. он построил другой самолет (Г-Ш) — биплан с закрытым фюзеляжем. Этой конструкции подражали за рубежом. Гаккель создал и ряд других самолетов, получивших в то время высшие оценки, дипломы и медали. В 1910 г. С. В. Гризодубов построил свой первый самолет и мотор к нему. В своих аппаратах (Г-1, Г-2, Г-3) он ввел ряд новшеств. В 1912 г. конструктор Д. П. Григорович (1883—1938) построил свою первую летающую лодку (М-1).

В 1908 г. началась конструкторская деятельность И. И. Сикор-ского (1889—1972), работавшего сначала в Киеве, а потом в 1912— 1917 гг. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе. В 1911 г. на его биплане С-6 был установлен мировой рекорд скорости — 111 км/ч. В 1913 г. Сикорскмм был создан первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь». Самолет имел полетный вес 4,2 т, длину 30 м, размах крыла 27 м и 4 двигателя по 100 л.с. Самолет был снабжен большой закрытой кабиной. В августе 1913 г. «Русский витязь», имея 8 человек на борту, установил мировой рекорд продолжительности полета — 1 ч 54 мин.

В том же году Сикорский построил другой многомоторный самолет «Илья Муромец» с 4 моторами по 100 л.с. (каждый с двумя винтами — тянущим и толкающим) и взлетным весом 5 т.

Создание подобных самолетов продолжалось и во время первой мировой войны. Всего было построено 35 «Муромцев» различных модификаций.

Бипланы («этажерки», как их тогда называли), монопланы и летающие лодки мало напоминали «Альбатрос», столь красочно описанный Ж- Верном в 1886 г. Дело не только в размерах и мощности, которыми наделил его автор, в его способности преодолеть расстояние 10 тыс. км, тогда как самолеты того времени очень редко покрывали за один перелет даже одну-две сотни километров. Ж- Берн и его друзья из Общества сторонников аппаратов тяжелее воздуха делали ставку на геликоптер (вертолет). И «Альбатрос» был по воле знаменитого писателя оборудован 74 подъемными винтами на особых «мачтах», а также двумя тянущими или толкающими пропеллерами на горизонтальных осях
Аватар користувача
mongol
Site Admin
Site Admin
 
Повідомлень: 5230
З нами з: 18 травня 2005, 13:25
Звідки: Украина! Львов!!!

Re: Очерки истории науки и техники 1870-1917

Повідомлення mongol » 20 серпня 2009, 17:06

Автожиры и геликоптеры действительно появились, хотя и в более скромном виде, чем жюльверновский «Альбатрос». Они приводились в движение двигателями внутреннего сгорания, а не электричеством от гальванических батарей и аккумуляторов. Во Франции такие летательные аппараты были построены К- Корню и Л. Берге в 1907 г.

В 1911 г. Б. Н. Юрьев теоретически разработал и построил одновинтовой геликоптер с особым механизмом (автоматом-перекосом), позволяющим изменять направление тяги винта. За эту работу он получил золотую медаль на Международной выставке воздухоплавания в 1912 г.

Авиацию еще не использовали в качестве транспортного средства. Полеты совершались в спортивных или научно-исследовательских целях. Так, в 1912 г. летчик А. Дыбовский совершил первый дальний перелет по маршруту Севастополь — Харьков — Москва — Петербург. После того как были достигнуты успехи в стабилизации аэропланов и в управлении ими и аппараты начали обладать необходимой маневренностью, оказалось возможным выполнять отдельными летчиками фигуры высшего пилотажа.

Эту новую страницу в развитии авиаспорта открыли в 1913 г. А. Пегу во Франции, совершая перевернутые полеты и прыжки из самолета на парашюте, и П. Н. Нестеров в России.

В августе 1913 г. Нестеровым была осуществлена «мертвая петля», возможность выполнения которой была теоретически обоснована Н. Е. Жуковским в 1891 г.

Военные ведомства великих держав сразу заинтересовались перспективами использования авиации в боевых действиях. Практически авиация в военных целях начала использоваться с 1911 г.

Быстрые успехи авиации получили отражение в русской поэзии того времени. В. Я- Брюсов писал в 1908 г., восхищаясь дерзаниями покорителей воздуха:

Фарман иль Райт, иль кто б ты ни был! Спеши! настал последний час! Корабль исканий в гавань прибыл, Просторы неба манят нас!..

Пусть, торжествуя, вихрь могучий Взрезают крылья корабля, А там, внизу, в порывах тучи Синеет и скользит земля 2.

Автожир (с развитием вертолетостроения вышедший из употребления) был летательным аппаратом с фюзеляжем и пропеллером, как у аэроплана. Подъемная сила его создавалась ротором (большим несущим винтом), свободно вращающимся под действием набегающего воздушного потока. Аппарат имел и маленькие крылья с элеронами (подвижными поверхностями на концах крыльев). Автожир нуждался в разбеге для взлета.

У геликоптера (вертолета) крыльев не было. Полет осуществлялся при помощи одного или нескольких роторов, приводимых в движение мотором. Летательный аппарат мог подыматься без разбега и зависать в воздухе.

А, Блок считал авиацию одним из самых блистательных достижений человеческого гения. В стихотворении «Комета» (1910) он сравнивал современный ему мир, который «исполнен буйством грез», с кометой:

Через Симплон, моря, пустыни...
Сквозь ночь, сквозь мглу — стремят отныне
Полет — стада стальных стрекоз!

Восхищаясь творчеством человеческого ума, создавшего «стальных стрекоз» (это поэт предугадал; в то время самолеты еще не были стальными), Блок видел и темную сторону судьбы авиации и летчиков в дореволюционной России. Его возмущало, что публичные полеты авиаторов, каждый раз рисковавших здоровьем и жизнью, организуются зачастую из вульгарных коммерческих расчетов и превращаются в аттракцион для искателей острых ощущений. Его угнетало предстоящее использование летательных аппаратов в
военных целях.

Эти настроения отразились в замечательном стихотворении Блока «Авиатор» (1910—1912), посвященном (в рукописи) памяти летчика В. Ф. Смита, свидетелем гибели которого в 1911 г. был поэт:

Уж поздно: на траве равнины Крыла измятая дуга... В сплетеньи проволок машины Рука — мертвее рычага... Зачем ты в небе был, отважный, В свой первый и последний раз? Чтоб львице светской и продажной Поднять к тебе фиалки глаз?.. Иль отравил твой мозг несчастный Грядущих войн ужасный вид: Ночной летун, во мгле ненастной Земле несущий динамит? 2

Возникновение теоретических основ ракетно-космической техники. На протяжении всего предшествующего периода развитие ракетной техники было связано почти исключительно с использованием ракет в военных целях или в области зрелищной пиротехники 3. Применение ракет в этих сферах продолжалось (см. гл. 13). Но идея использования реактивного двигателя для летательных аппаратов тогда еще не выходила за рамки неосуществленных проектов.

В 80-х гг. появляется много разнообразных проектов применения реактивного двигателя к летательным аппаратам как легче, так и тяжелее воздуха. Особенно интересны проекты, предусматривающие создание подъемной силы за счет реакции отбрасываемых частиц вещества, т. е. они не нуждались в атмосфере как в опорной среде.

Таковы были проекты ракетных летательных аппаратов Н. И. Кибальчича (1881), С. С. Неждановского (1880—1889) и др.

С первой половины 80-х гг. немецкий изобретатель Г. Гансвиндт в своих публичных лекциях и статьях поставил проблему использования ракетной техники не только для атмосферных, но и для космических полетов. Это был новый подход к проблеме космических полетов. Ни в технической литературе, ни в научной фантастике тех лет таких идей не было.

Публикация двух ярких, написанных с поразительным реализмом всех деталей романов Жюля Верна «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870) сделала идею полетов в космос весьма популярной. Читатели, кстати, не обратили внимания на то, что, описывая совершенно нереальное путешествие своих героев в снаряде, выпущенном из пушки, автор показал и применение ими ракет для коррекции движения этого снаряда в межпланетном пространстве. Однако и после начала разработки теоретических основ ракетно-космической техники авторы научно-фантастических романов не хотели расстаться с идеей путешествий на другие планеты в баллистическом снаряде.

Так, в 1898 г. Г. Уэллс в романе «Война миров» заставил марсиан, обладавших, по авторскому замыслу, гораздо более высокой наукой и техникой, чем земляне, лететь на Землю в пушечных снарядах.

Польский писатель Е. Жулавский в первых романах своей фантастической трилогии о путешествии на Луну (1903—1913) в качестве транспортного средства опять-таки избрал пушечный снаряд, правда, с некоторыми усовершенствованиями по сравнению с описанным Жюлем Верном.

Первенство в научной разработке идеи об использовании реактивного летательного аппарата для проникновения в космическое пространство принадлежит К- Э. Циолковскому. Его заслуженно считают отцом ракетодинамики и космонавтики.

Еще в 1883 г. Циолковский сделал вывод о возможности использования принципа реактивного движения в свободном пространстве (т. е. в пространстве без действия силы тяжести и сопротивления окружающей среды). К 1896—1897 гг. он окончательно убедился, что единственным техническим средством для путешествия человека в космосе может стать только ракета, и осуществил глубокие теоретические исследования в этой области. Независимо от Циолковского к сходным выводам по ракетодинамике пришел исследователь И. В. Мещерский '. Первая часть замечательной работы Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» была опубликована в 1903 г. Она содержала основные расчетные формулы полета космического корабля и доказательства, что для него наиболее эффективен ракетный двигатель, работающий на жидком горючем и жидком окислителе. Статьи Циолковского, дополняющие и развивающие эти идеи, были опубликованы в 1911 — 1912 гг.

К- Э. Циолковский неизменно стремился к использованию реактивных летательных аппаратов только в мирных целях. В 1905 г. он писал в редакцию одной из газет: «Работая над реактивными приборами, я имел мирные и высокие цели: завоевать Вселенную для блага человечества, завоевать пространство и энергию, испускаемую Солнцем». Статьи скромного калужского учителя почти не привлекли тогда внимания ни в России, ни за рубежом.

Между тем некоторые исследователи на Западе самостоятельно (и в значительной мере изолированно друг от друга) пришли к выводу о возможности использования ракетных аппаратов для космических полетов и разрабатывали различные частные задачи космонавтики. В США с 1906 г. исследованиями в этой области занимался Р. X. Годдард, во Франции с 1912 г.— Р. Эсно-Пельтрй. В Германии началась деятельность Г. Оберта. Несколько десятилетий спустя, когда за границей стали известны труды Циолковского, Оберт писал советскому ученому: «...Сожалею, что не ранее 1925 г. услышал о Вас. Я был бы, наверное, в моих собственных работах сегодня гораздо дальше... зная Ваши превосходные работы» 2.

В России в 1907—1908 гг. к самостоятельным исследованиям в области ракетно-космической техники приступил Ф. А. Цандер, а в 1917 г.— Ю. В. Кондратюк.

О степени разработанности проблем ракетно-космической техники и знакомства с ними читателей до Великой Октябрьской социалистической революции дает представление книга известного популяризатора науки и техники и разностороннего ученого Я- И. Перельмана: «...Если суждено человечеству когда-нибудь вступить в прямое сообщение с другими планетами, включить их в круг своего непосредственного изучения, быть может, даже колонизовать их или приобщить к сфере добывающей промышленности, то осуществится это, всего вероятнее, при помощи исполинских ракет и вообще реактивных приборов» '.

Отметив, что идея такого аппарата для межпланетных полетов еще далека не только от практического осуществления, но «даже от теоретического воплощения в какой-либо конкретной форме», Перельман приводит как «пример одной из возможных форм» реализации этой идеи проект ракеты К. Э. Циолковского 2.

Я- И. Перельман сообщал ряд уже установленных сведений о будущем «заатмосферном летании»: о необходимой скорости и времени полетов на Луну и на другие планеты, об условиях невесомости внутри космического корабля и т. д. Характерно, что он не затрагивает вопроса об обитаемости планет Солнечной системы и о возможности установления контактов с инопланетянами. Этот вопрос получил научное решение, разочаровавшее тех, кто ожидал найти жизнь на других планетах, много позже, когда космические автоматические станции СССР и США предприняли изучение поверхности и атмосферы Марса и Венеры.

В конце XIX — начале XX в. положение было иным. Особенно распространенным было убеждение о наличии разумных обитателей на Марсе, обладающих подобной человеческой или более высокой цивилизацией.

В научных кругах такое мнение возникло после того, как в 1877 г. итальянский астроном Дж. В. Скьяпарелли обнаружил в телескоп сеть тонких прямых линий на Марсе, которые и назвал каналами. Убежденным сторонником гипотезы, что эта сеть построена и поддерживается разумными марсианами, был американский астроном П. Лоуэлл, специализировавшийся на изучении Марса. В книге «Марс и жизнь на нем», пользовавшейся огромной популярностью 3, Лоуэлл излагал свои взгляды доходчиво, во всеоружии аргументов того времени. Одним из них были сезонные изменения видимости каналов и ближайших к ним районов поверхности Марса, из чего делался вывод, что почва Марса вокруг каналов периодически покрывается растительностью. Иными словами, как считал Лоуэлл, перед нами функционирующая в масштабах всей планеты ирригационная система марсианского сельского хозяйства, а ее масштаб говорит о высокой социальной организации марсиан.

Если так думали видные ученые (впрочем, другие, например, французский астроном Э. Антониади, отвергали их гипотезы) 4, то что же говорить о писателях и поэтах. Для них притягательность идей межпланетных путешествий заключалась в первую очередь в контактах с инопланетянами:

Томят мою мечту заветные каналы,
О существах иных твердят невольно сны...
Марс, давний, старый друг! наш брат! двойник наш алый!
Ужели мы с тобой вовек разлучены! —

писал В. Брюсов в 1912 г.

...Я жду, что, наконец, увижу шар блестящий Как точка малая, затерянный в огнях, Путем намеченным к иной Земле летящий, Чтоб братство воссоздать в разрозненных мирах '.

В научно-фантастических произведениях конца XIX— начала XX в. о межпланетных путешествиях встречаются отдельные интересные технические догадки.

Так, еще в романе «Вокруг Луны» Жюль Верн выдвинул идею выхода в космос из межпланетного корабля в скафандре и с запасом воздуха 2.

О путешествиях по Луне в «водолазных костюмах» и с «резервуарами со сгущенным воздухом» подробно рассказывает Е. Жу-лавский в первом из романов своей трилогии («На серебряном шаре», 1903). Но там есть и еще одна интересная деталь. Автор предвосхищает создание вездехода для путешествия по Луне. В такой вездеход, «нечто вроде закрытого автомобиля» (автор именует его «вагоном» или «возом»), путешественники переделывают ци-линдро-коническое ядро, в котором их забросили на Луну выстрелом из пушки. «Вагон» этот приводится в движение электромотором и ставится то на колеса, то на особые «лапы» 3.

Но вопрос преодоления земного притяжения решался в этих книгах фантастически. Авторы придумывали то «материю, проницаемую для тяготения» (К- Лассвиц. «На двух планетах», 1897), то, наоборот, «вещество, непроницаемое для всех форм лучистой энергии» (Г. Уэллс. «Первые люди на Луне», 1901), то «материю отрицательного типа» (А. А. Богданов. «Красная звезда», 1908).

Для нас произведения такого рода представляют интерес и в другом отношении. Их авторы, как правило, исходят из убеждения, что культура инопланетян (особенно марсиан) подобна человеческой, но достигла большей высоты, чем на Земле. Для одних Марс становится ареной развития империализма в его самых кровожадных и жестоких формах (Уэллс), для других — местом создания гармонического общества (Богданов). И во всех случаях делаются прогнозы о грядущем развитии техники (разумеется, земной, человеческой), содержащие порой смелые и даже гениальные догадки.

http://www.bibliotekar.ru/istoria-tehniki/9.htm
Аватар користувача
mongol
Site Admin
Site Admin
 
Повідомлень: 5230
З нами з: 18 травня 2005, 13:25
Звідки: Украина! Львов!!!

Re: Очерки истории науки и техники 1870-1917

Повідомлення mongol » 20 серпня 2009, 17:07

Средства связи

Развитие проводной электрической связи. Телеграф.

Быстро развивалась в это время важная отрасль электротехники — техника средств связи. Проволочный телеграф в рассматриваемый период претерпел различные усовершенствования.

В 1855 г. английский изобретатель Д. Э. Юз (1831 —1900) разработал буквопечатающий аппарат, нашедший широкое распространение.

В основу работы телеграфного аппарата был положен принцип синхронного движения скользуна передатчика и колеса приемника. Опытный телеграфист на аппарате Юза мог передать до 40 слов в минуту.

Быстрый рост телеграфного обмена и увеличение производительности телеграфных аппаратов натолкнулись на ограниченные возможности телеграфистов, способных достичь скорости передачи при длительной работе только до 240—300 букв в минуту.

Требовалось заменить ручную работу телеграфиста специальными механизмами, предварительно фиксирующими информацию, а затем осуществляющими ее передачу с постоянной скоростью независимо от человека.

Задача предварительной фиксации информации была решена английским изобретателем Ч. Уитстоном (1802—1875). В 1858 г. он создал перфоратор для набивания дырок в бумажной ленте, соответствующих точкам и тире азбуки Морзе. В этом же году он сконструировал и передатчик. В 1867 г. Уитстон изготовил телеграфный приемник, которым и завершил разработку своей приемно-передающей системы.

В 1871 г. Стирис изобрел дифференциальное дуплексное телеграфирование, при котором два сообщавшихся пункта одновременно вели передачу и прием телеграмм.

Проблемой последовательного многократного (мультиплексного) телеграфирования, при котором по одной и тон же линии можно было передавать или принимать более одной телеграммы, занимались Гинтль, Фришен, В. Сименс, Гальске и Т. А. Эдисон.

Однако эту проблему блестяще решил французский механик Ж Бодо (1845—1903) в 1874 г., положив в основу пятизначный код, он сконструировал двукратный аппарат, скорость передачи которого достигала 360 знаков в минуту. В 1876 г. им был создан пятикратный аппарат, увеличивавший скорость приемопередачи в 2,5 раза. Помимо этих аппаратов, Бодо разработал дешифраторы, печатающие механизмы и распределители, ставшие классическими образцами телеграфных приборов. Аппаратура Бодо получила широкое распространение во многих странах и была высшим достижением телеграфной техники второй половины XIX в.

Если в Европе использовали телеграфную аппаратуру Бодо, то' в США широкое распространение получили телеграфные приборы, в основе работы которых лежала квадруплексная схема, созданная Т. А. Эдисоном и Дж. Преслотом в 1874 г. Эта схема обеспечивала передачу четырех телеграмм по одной телеграфной линии.

В России с 1904 г. на телеграфных линиях между Петербургом и Москвой использовались аппараты Бодо.

Первые попытки передачи на расстояние неподвижных изображений относятся к началу второй половины XIX в. В 1855 г. итальянский физик Дж. Казелли сконструировал электрохимический фототелеграф (предшественник бильдаппарата) с открытой электрохимической записью изображения при приеме.

Развитие телеграфной связи требовало строительства новых телеграфных линий и магистралей.

В 1870 г. в России существовало 90,6 тыс.км телеграфных проводов и 714 телеграфных станций. В 1871 г. была закончена постройка длиннейшей по тому времени линии между Москвой и Владивостоком. К началу XX в. протяженность телеграфных линий в России составляла 300 тыс.км.

Совершенствование техники и технологии изготовления кабелей, повышение их качества и износостойкости позволяло строить подземные телеграфные линии. С 1877 по 1881 г. в Германии, например, было проведено 20 подземных линий общей протяженностью около 5,5 тыс. км. В конце XIX в. в Европе было протянуто 2840 тыс. км кабеля, а в США — свыше 4 млн. км. Общая протяженность телеграфных линий в мире в начале XX в. составила около 8 млн. км.
Аватар користувача
mongol
Site Admin
Site Admin
 
Повідомлень: 5230
З нами з: 18 травня 2005, 13:25
Звідки: Украина! Львов!!!

Re: Очерки истории науки и техники 1870-1917

Повідомлення mongol » 20 серпня 2009, 17:09

Телефон.

Наряду с совершенствованием проволочного телеграфа в последней четверти XIX в. появился телефон. Как отмечалось в 1-м томе «Очерков...», телефонный аппарат И. Ф. Рейса (правильнее— Райе), сконструированный в начале 60-х гг., не получил практического применения '.

Дальнейшая разработка телефона связана с именами американских изобретателей И. Грея (1835—1901) и А. Г. Белла (1847—1922). Участвуя в конкурсе по практическому разрешению проблемы уплотнения телеграфных цепей, они обнаружили эффект телефонирования. 14 февраля 1876 г. оба американца сделали заявку на практически применимые телефонные аппараты. Поскольку заявка Грея была сделана на 2 часа позже, патент был выдан Беллу, а возбужденный Греем процесс против Белла был им проигран.

Несколькими месяцами позже Белл продемонстрировал разработанный им электромагнитный телефон, который выполнял роль и передатчика и приемника.

Аппаратом заинтересовались деловые круги, которые и помогли изобретателю основать «Телефонную компанию Белла». Впоследствии она превратилась в могущественный концерн.

В 1878 г. Д. Э. Юз доложил Лондонскому королевскому обществу, членом которого он состоял, об открытии им микрофонного эффекта. Исследуя плохие электрические контакты, Юз обнаружил, что колебания плохого контакта прослушиваются в телефоне. Испробовав контакты, изготовленные из различных материалов, он убедился, что эффект с наибольшей силой проявляется при применении контактов из прессованного угля. Основываясь на этих результатах, Юз в 1877 г. сконструировал телефонный передатчик, названный им микрофоном.

«Компания Белла» использовала новое изобретение Юза, так как эта деталь, отсутствовавшая в первых аппаратах Белла, устраняла основной их недостаток — ограниченность радиуса действия.

Над усовершенствованием телефона трудились многие изобретатели (В. Сименс, Адер, Говер, Штэкер, Дольбир и др.).

Вскоре Эдисон сконструировал другой тип телефонного аппарата (1878). Впервые введя в схему телефонного аппарата индукционную катушку и применив угольный микрофон из прессованной ламповой сажи, Эдисон обеспечил передачу звука на значительное расстояние.

Улучшение существовавших конструкций телефона способствовало тому, что этот вид связи быстрее других новейших технических изобретений вошел в быт людей различных стран.

Первая телефонная станция была построена в 1877 г. в США по проекту венгерского инженера Т. Пушкаша (1845—1893), в 1879 г. телефонная станция была сооружена в Париже, а в 1881 г. — в Берлине, Петербурге, Москве, Одессе, Риге и Варшаве.

Для последующего развития телефонных сетей имела большое значение предложенная П. М. Голубицким (1845—1911) в 1885 г. схема телефонной станции с электропитанием от центральной батареи, расположенной на самой станции. Эта система питания телефонных аппаратов позволила создать центральные телефонные станции с десятками тысяч абонентских точек. В 1882 г. П. М. Голубицкий изобрел высокочувствительный телефон и сконструировал настольный телефонный аппарат с рычагом для автоматического переключения схемы с помощью изменения положения телефонной трубки. Этот принцип сохранился во всех современных аппаратах. В 1883 г. им же был сконструирован микрофон с угольным порошком.

В 1887 г. русский изобретатель К. А. Мосцицкий создал «самодействующий центральный коммутатор» — предшественника автоматических телефонных станций (АТС). Он не представлял собой АТС в современном понимании, так как коммутация соединений на станции хотя и выполнялась без телефонистки, однако управлялась самими абонентами.

В 1889 г. американский изобретатель А. Б. Строунджер получил патент на автоматическую телефонную станцию.

В 1893 г. русские изобретатели М. Ф. Фрейденберг (1858— 1920) и С. М. Бердичевский-Апостолов предложили свой «телефонный соединитель». Демонстрация макета этой станции на 250 номеров, изготовленного в мастерской Одесского университета, не получила одобрения в России. В дальнейшем Фрейденберг, находясь уже в Англии, в 1895 г. запатентовал один из важнейших узлов современных АТС — предыскатель ', а в 1896 г.— искатель машинного типа. В том же году Бердичевский-Апостолов создал оригинальную систему АТС на 10 тыс. номеров.

Телефонную связь стали использовать не только для соединения двух абонентов. В 1882 г. в Петербурге с помощью телефонной линии транслировалась опера «Русалка» из Мариинского театра. Оперу по телефону могли слушать одновременно 15 человек.

В 1883 г. венгерский инженер Т. Пушкаш организовал в Будапеште «Телефонную газету». Подписчики могли не выходя из дома узнать обо всем, что происходило в городе. Каждые полчаса редакция сообщала о положении на бирже, а по вечерам по телефону транслировалась музыка.

Конец XIX — начало XX в. были связаны с бурным строительством сети телефонной связи. Внутри городов связь осуществлялась как по проводам воздушной телефонной сети, так и посредством прокладки подземных кабелей, для чего использовали трубопроводы и кабельные колодцы.

Наиболее протяженными телефонными линиями тогда были Париж — Брюссель (320 км), Париж — Лондон (498 км) и Москва — Петербург (660 км). Последняя линия, построенная в 1898 г., являлась самой протяженной воздушной телефонной магистралью. К 1913 г. телефонная связь была установлена между Москвой и Харь-ковым, Рязанью, Нижним Новгородом, Костромой. Телефонные линии были протянуты между Петербургом и Ревелем (Таллин), Баку и Тифлисом (Тбилиси), Петербургом и Гельсингфорсом (Хельсинки) . На междугородной телефонной магистрали Москва — Петербург в сутки осуществлялось до 200 переговоров.

В 1915 г. инженер В. И. Коваленков разработал и применил в России первую дуплексную телефонную трансляцию на триодах. Установка на линии телефонной связи такого промежуточного усилительного пункта позволяла значительно увеличить дальность передачи.

К этому времени в мире было установлено около 10 млн. телефонных аппаратов, а общая длина телефонных проводов достигла 36,6 млн.км. На каждую тысячу человек в разных странах приходилось от 10 до 170 абонентов. К концу первого десятилетия XX в. уже действовало свыше 200 тыс. АТС.

Мечты об использовании проводной связи для новых целей. Популярность телеграфной и телефонной связи была настолько велика, что нашла отражение в произведениях писателей и художников.

Знаменитый русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин в 1886 г. в цикле рассказов «Мелочи науки» иронически описывал возможности использования телефона: «Набрать бы в центре отборных и вполне подходящих к уровню современных требований педагогов, которые и распространяли бы по телефону свет знаний по лицу вселенной, а на местах держать только туторов (воспитателей.— Авт.), которые наблюдали бы, чтобы ученики не повесничали...»

Если Салтыков-Щедрин шутил, то герой упоминавшейся выше повести Куприна «Молох» говорил вполне серьезно: «Скоро мы будем видеть друг друга по проволоке на расстоянии сотен и тысяч верст!»

Будущее использование телеграфной и телефонной связи для самых разнообразных целей, в том числе и для передачи изображений (что предвосхищало устройство бильдаппаратов и видеотелефонов), изображалось многими авторами научно-фантастических произведений в последние десятилетия XIX в. Но даже самая смелая их фантазия не выходила за рамки связи по проводам.

В 1870 г. Жюль Берн устами одного из своих героев, летящих к Луне, высказал сожаление: «Как нам не пришло в голову прицепить к снаряду проволоку! Мы могли бы обмениваться с Землей телеграммами!» Спутник возражает ему, «что проволока при вращательном движении Земли наматывалась бы на снаряд, как цепь на вал» 3. Но и 25 лет спустя в романе «Остров на гребных винтах», действие которого автор относит к XX в., фигурирует та же проводная связь. Хотя он и упоминает ряд будущих аппаратов для передачи не только обычных телеграмм, но и текста, написанного от руки («телеавтограф»), фотографий («телефот») и даже движущихся картин («кинетограф») 4, все они действуют с использованием проводов. Для получения информации извне плавучий остров «на поверхности моря разместил несколько сот буев, на которых закреплены концы электрических кабелей» 5.

Весьма интересны догадки А. Робиды о развитии связи в XX в.:

«Старинный электрический телеграф — это детское применение электричества — был свергнут с престола телефоном, а потом телефоноскопом, представляющим собой высшее усовершенствование телефона». Его «телефоноскоп» напоминал современный нам цветной телевизор (но с обратной связью), а не видеотелефон. На большой хрустальной пластинке может по желанию абонента демонстрироваться театральное представление или иное зрелище, но можно также включить аудиторию учебного заведения, слушать лекцию и задавать вопросы, можно вызвать другого абонента и вести с ним беседы и даже выбирать товары в магазине, даже можно ссориться. Робида предусматривает и уличные переговорные телефоны, подчеркивая в начале 80-х гг., что в XX в. электричество явится «рупором, передающим голос на какие угодно расстояния на суше, через моря и межпланетные пространства».

Изобретение радио — новый этап развития техники связи. «Беспроволочная телеграфия» (так первоначально именовалась радиосвязь) явилась одним из величайших изобретений в истории науки и техники.

Это завоевание научно-технического прогресса прежде всего открыло новый, исключительно плодотворный этап развития средств связи и информации. В сфере радиотехники зародились новые направления, прежде всего электроника, играющая (как и радиотехника в целом) выдающуюся роль в современной научно-технической революции (НТР).

Во-вторых, изобретение радио — это яркий показатель степени превращения науки в непосредственную производительную силу. Открытие в физике нового вида электромагнитного излучения (или, как тогда говорили, «электрических лучей» ') явилось необходимой предпосылкой создания технических средств радиосвязи.

Объективной предпосылкой изобретения радио были запросы мирового производства и обращения, хозяйственное и административное освоение отдаленных районов, ускорение перевозок товаров и пассажиров. Разумеется, в то время возможность установления связи с отдаленными неподвижными и подвижными объектами (экспедициями, морскими судами) при отсутствии кабелей и проводов для этой цели интересовала правящие круги великих держав прежде всего в военных и колониальных целях 2.

Когда в 1887 г. своими экспериментами немецкий физик Г. Р. Герц (1857—1894) доказал справедливость гипотезы Дж. К. Максвелла3 (1831 — 1879) о существовании электромагнитных волн, распространяющихся со скоростью света (называемых теперь радиоволнами), многие изобретатели в разных странах занялись вопросом использования этих волн для беспроволочной передачи сигналов. Немалый вклад внесли в это французский физик Э. Бранли (1844-—1940), а также английский ученый О. Дж. Лодж (1851 — 1940).

Первая в мире радиопередача была осуществлена в России знаменитым изобретателем и ученым А. С. Поповым (1859—1906). Окончив Петербургский университет, Попов занялся теоретической и практической электротехникой (в частности, работал в петербургском товариществе «Электротехник»).

В 1883 г. он принял предложенную ему Морским министерством должность преподавателя в Минной школе и в Минном офицерском классе в Кронштадте, получив таким образом возможность для систематической научной работы в кронштадтских лабораториях и кабинетах. Но вместе с тем А. С. Попов был ограничен минис-

1 Единственной возможностью быстро передать весть, скажем с судна, далеко отошедшего от берега, была посылка почтового голубя. В юмористическом тоне о такой посылке голубей писал Конан Дойл в рассказе «Квадратный ящичек» (Собр. соч.— Т. 6.— С. 279 и ел.). Такой способ связи случался в действительности и при более печальных обстоятельствах. Так, трагически погибшая экспедиция С. А. Андре, вылетевшая в Арктику со Шпицбергена в 1897 г., прислала последнюю весть о себе посредством почтового голубя.

- В известном немецком издании «Промышленность и техника» сообщалось: «Применение на практике открытия Герца подает самые блестящие надежды, в особенности для морских и военных целей» (1902.— Т. VII.— С. 625).

В 1888 г. ученый узнал об открытиях Герца и немедленно приступил к их воспроизведению. В 1889 г. в одной из своих лекций, посвященных этому вопросу, Попов впервые указал на возможность использования электромагнитных волн для передачи сигналов на расстояние без проводов.

Ознакомившись с работами Бранли и Лоджа, Попов продолжал совершенствовать детали передатчика и приемника, вводя такие важные новые элементы, как провод, присоединяемый к схеме, т. е. прообраз приемной антенны (1894). В это время с А. С. Поповым начал работать его друг и помощник П. Н. Рыбкин (1864—1948). 23 апреля (7 мая по новому стилю) 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества А. С. Попов демонстрировал свой аппарат, «явившийся родоначальником всех приемных приборов искровой «беспроволочной телеграфии». Статья ученого с описанием конструкции приемника была опубликована в журнале этого общества в январе 1896 г.

Обнаружив, что прибор реагирует на грозовые разряды, Попов создал свой «грозоотметчик», практически использованный для приема сигналов о приближении гроз в метеорологической обсерватории столичного Лесного института, на Нижегородской ярмарке и в других случаях.

В 1895—1896 гг. ученый совершенствовал свое передающее устройство. 12(24) марта 1896 г. был организован прием первой в мире радиограммы в физическом кабинете Петербургского университета на Васильевском острове. Станция отправления находилась на расстоянии 250 м, в Химическом институте. К приемному устройству был присоединен телеграфный аппарат, передававший по алфавиту Морзе одну букву за другой. Текст этой депеши гласил: «Генрих Герц».

Морское министерство не проявило особой щедрости к изобретателю. На устройство прибора, ознаменовавшего начало новой эпохи в истории техники связи, оно выделило всего лишь 300 руб. Но потом, очевидно, придя к выводу, что «беспроволочная телеграфия может быть полезна в военно-морском флоте», министерство запретило разглашение каких-либо технических подробностей нового изобретения. Даже в протоколе заседания 12 марта 1896 г. о демонстрации радиоприемника в действии говорилось в такой завуалированной форме: «А. С. Попов показывает приборы для лекционного демонстрирования опытов Герца».

Сам изобретатель из-за своей скромности и бескорыстия (академик А. Н. Крылов впоследствии назвал это «идеализмом») не закрепил за собой собственности на изобретение, не взяв никакого патента.

Между тем летом 1896 г. в печати появились (без сообщения каких-либо технических подробностей) сведения о том, что итальянец Маркони открыл способ «беспроволочного телеграфирования». Г. Маркони (1874—1937) не имел специального образования, но обладал энергичной коммерческой и технической предприимчивостью '. Тщательно изучив все, что было опубликовано по вопросу о передаче излучений без проводов, он сам сконструировал соответствующие приборы и отправился в Англию. Там он сумел заинтересовать руководство почтового ведомства и других предпринимателей. 2 июня 1896 г. он получил английский патент на устройства для «беспроволочного телеграфирования» и лишь после этого ознакомил публику с конструкцией своего изобретения. Оказалось, что оно в основном воспроизводит аппаратуру Попова.

Русский изобретатель продолжал совершенствовать свои радиоприборы и находить им новые применения. Весной 1897 г. Попов стал проводить опыты установления радиосвязи между кораблями в Кронштадтской гавани. Ему удалось установить связь вначале на расстоянии 640 м, а позднее — на 5 км. В ходе этих опытов он обнаружил явление отражения радиоволн от корпуса судна, пересекающего направление связи. Эти наблюдения впоследствии (1902—1904) были развиты немецким инженером X. Хюльсмайером, назвавшим свой прибор «телемобилоскопом». Все это легло в основу будущей техники радиолокации (способ обнаружения объектов по отражению ими радиоволн).
Аватар користувача
mongol
Site Admin
Site Admin
 
Повідомлень: 5230
З нами з: 18 травня 2005, 13:25
Звідки: Украина! Львов!!!

Re: Очерки истории науки и техники 1870-1917

Повідомлення mongol » 20 серпня 2009, 17:10

В 1898—1899 гг. продолжались дальнейшие эксперименты на Балтийском и Черном морях. П. Н. Рыбкин обнаружил возможность принимать радиосигналы не только на телеграфный аппарат, но и на слух.

«Беспроволочный телеграф» был использован А. С. Поповым для установления связи между островами Гогланд и Кутсало (г. Кот-кой) в Финском заливе на расстоянии 45 км. В 1899 г. радиотелеграф был применен при оказании помощи потерпевшему аварию броненосцу «Генерал-адмирал Апраксин». Как уже отмечалось в главе 8, на борту ледокола «Ермак» был установлен аппарат А. С. Попова, который помог спасти унесенных на льдине в открытое море рыбаков.

Несмотря на очевидные успехи Попов и его соратники не встречали необходимой поддержки в Морском министерстве. Лишь такие поборники новой техники, как вице-адмирал С. О. Макаров, оказывали ему содействие. Не принималось никаких мер и по налаживанию производства отечественной радиоаппаратуры. (Приборостроение в России вообще было слабо развито.)

Совершенно в иных условиях оказался Маркони. В Англии при поддержке почтового ведомства Маркони организовал частную фирму «Wireless Telegraph and Signal» («Компания беспроволочного телеграфа и сигналов»). Первая радиограмма была передана в июне 1898 г.

Общество Маркони, располагая большими денежными средствами, привлекло к делу многочисленный отряд высококвалифицированных сотрудников. Они занялись усовершенствованием, производством и применением радиоаппаратуры. В 1899 г. Маркони осуществил радиопередачу через Ла-Манш, а в 1901 г. — через Атлантику. Попутно, отнюдь не отличаясь скромностью, Маркони всемерно старался доказать свой приоритет (хотя он начал успешные опыты в мае 1896 г., т. е. позже Попова).

Как видно из рассказа Г. Уэллса «Филмер» (1903), английская публика даже самые радиоволны называла не «лучами Герца», а «лучами Маркони» '.

Попытки Маркони запатентовать свое изобретение в других странах, кроме Англии и Италии, не увенчались успехом, так как в большинстве из них уже было известно открытие А. С. Попова.

Определяя роль А. С. Попова и Г. Маркони в изобретении радио, академик А. Н. Крылов отмечал, что «...вопрос о приоритете в изобретении радио совершенно бесспорен: радио, как техническое устройство, изобретено Поповым, который и сделал об этом изобретении первую научную публикацию...» .

Проблемой беспроволочной передачи сигналов много занимался американский ученый югославского происхождения Н. Тесла (1856 —: 1943) 3. В 1890—1891 гг. он создал специальный высоковольтный высокочастотный резонансный трансформатор, сыгравший исключительную роль в дальнейшем развитии радиотехники.

В 1896 г. Тесла передал радиосигналы на расстояние 32 км на суда, двигавшиеся по Гудзону.

Электромагнитные волны Тесла с успехом применил не только для передачи телеграмм, но и для передачи сигналов управления различным механизмам. Радиосигналы с пульта принимались антенной, установленной на лодке, а затем передавались на механизмы управления, которые послушно выполняли все распоряжения Теслы. Специальные устройства, так называемые сервомоторы, превращали электрические сигналы в механическое движение. С 1900 г. Тесла стал работать над проектом радиоуправляемого летательного аппарата, снабженного реактивным двигателем. Таким образом, Тесла по справедливости может быть назван родоначальником радиотелемеханики. Следует отметить позицию милитаристских кругов США, которые вопреки желанию ученого попытались использовать его изобретения для создания радиоуправляемого оружия.

Первый период развития радиотехники (вплоть до конца первой мировой войны) характеризуется применением в основном искровой аппаратуры 4.

С 1901 г. радиопередатчиками стали оборудоваться морские суда. Увеличилось расстояние радиосвязи. В 1905 г. американский изобретатель Форест установил радиосвязь между железнодорожным составом в пути со станциями на дальность 50 км. В 1910 г. пароход «Теннесси» получил сообщение о прогнозе погоды из Калифорнии на расстоянии 7,5 тыс.км, а в 1911 г. была достигнута радиосвязь на 10 тыс.км.

В 1907 г. была установлена надежная радиосвязь между Европой и Америкой.

В конце 1910 г. английская подводная лодка установила радиосвязь с крейсером через воздушную антенну.

В 1911 г. Бэкер в Англии изобрел портативный радиопередатчик весом около 7 кг и разместил его на самолете. Дальность радиосвязи составляла 1,5 км.

Зарождение электроники '. Огромное значение для развития радиотехники имело появление на рубеже XIX и XX вв. электронных ламп. В перспективе это изобретение знаменовало также возникновение новой отрасли науки и техники — электроники. В 1883 г. Эдисон обнаружил, что стеклянная колба вакуумной лампочки накаливания темнеет из-за распыления материала нити. Впоследствии было установлено, что причиной этого «эффекта Эдисона» является испускание электронов раскаленной нитью лампочки (явление термоэлектронной эмиссии). Вначале Эдисон не предвидел возможности практического использования этого явления и не подвергал его детальному исследованию. Изобретатель ограничился публикацией в конце 1884 г. небольшой заметки «Явление в лампочке Эдисона».

Подлинное значение этого явления обнаружилось позже.

В 1904 г. английский ученый Дж. Э. Флеминг (1849—1945) изобрел вакуумный диод (двухэлектродную лампу) и применил его в качестве детектора (преобразователя частот электромагнитных колебаний) в радиотелеграфных приемниках.

В 1906 г. американский конструктор Ли де Форест (1873—1961) создал- трехэлектродную вакуумную лампу — триод (аудион Фо-реста), которую можно было использовать не только в качестве детектора, но и усилителя слабых электрических колебаний.

Спустя 4 года инженеры Либен, Рейке и Штраус в Германии сконструировали триод с сеткой в виде перфорированного листа алюминия, помещенной в центре баллона.

В 1911 г. американский физик Ч. Д. Кулидж изобрел оксидный катод, предложив применять в ламповой промышленности вольфрамовую проволоку, покрытую окисью тория.

Однако первые приборы Фореста и других изобретателей имели слабый коэффициент усиления. Необходимы были дополнительные изыскания, чтобы превратить триод в настоящий усилитель.

Этим новым устройством была регенеративная схема (1912) американского радиотехника Э. X. Армстронга (1890—1954). Это был чувствительный приемник и первый немеханический генератор чистых непрерывных синусоидальных сигналов. Регенеративная схема Армстронга была быстро принята промышленностью. В 1915 г. между Нью-Йорком и Сан-Франциско была установлена трансконтинентальная телефонная связь с применением регенеративных ретрансляторов. В том же году с их помощью был успешно осуществлен эксперимент по передаче сигналов из США во Францию.

Способность триода усиливать и генерировать электромагнитные колебания, открытая немецким радиотехником А. Мейснером (1883—1958) в 1913 г., позволила применить ламповые генераторы для получения мощных незатухающих электромагнитных колебаний и построить первый ламповый радиопередатчик. Передатчик Мейс-нера передавал как телефонные, так и телеграфные сигналы.

В разработке приемно-усилительных и генераторных ламп значительная роль принадлежит русскому физику Н. Д. Папалекси (1880—1947). В 1911 г. он заложил основы теории преобразовательных схем в электронике.

В 1915 г. американский физик И. Лангмюр сконструировал двухэлектродную лампу — кенотрон, применяемую в качестве выпрямителя в источниках питания. В том же году И. Лангмюр и Г. Арнольд, повысив вакуум в триоде, значительно увеличили его коэффициент усиления.

С этого времени радиоэлектроника стала стремительно развиваться.

В 1914—1916 гг. Папалекси руководил разработкой первых образцов отечественных радиоламп. В 1916 г. при активном участии ученого-радиотехника М. А. Бонч-Бруевича (1888—1940) в России было налажено собственное производство электронных ламп.

http://www.bibliotekar.ru/istoria-tehniki/10.htm
Аватар користувача
mongol
Site Admin
Site Admin
 
Повідомлень: 5230
З нами з: 18 травня 2005, 13:25
Звідки: Украина! Львов!!!

Re: Очерки истории науки и техники 1870-1917

Повідомлення mongol » 24 вересня 2012, 22:33

В 1830-х годах профессор философии и астрологии Лондонского университета Дионисий Ларднер авторитетно заявил: "Железнодорожные путешествия на большой скорости нереальны, так как пассажиры, не имея возможности дышать, умрут от удушья"...

В 1902 году директор обсерватории военно-морских сил США Саймон Ньюкомб утверждал: "Полет на машинах тяжелее воздуха бессмыслен, если не сказать, что невозможен". Это при том, что первый в мире пилотирруемый полет братья Орвилл и Уилбер Райт совершили уже в следующем году...

"Лошади будут всегда, а автомобиль - всего лишь пустое развлечение", - сказал в 1903 году Горацию Рэкхему, юристу Генри Форда, президент банка Michigan Savings Bank и посоветовал не вкладывать деньги в автомобильный бизнес. Рэкхем не послушался: приобрел акции Форда и через несколько лет сказочно разбигател...

"Полет в космос - абсурд", - в этом был уверен в 1957году главный королевский астроном Великобритании сэр Гарольд Спенсер Джонс. А спустя две недели СССР вывел на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли...
Аватар користувача
mongol
Site Admin
Site Admin
 
Повідомлень: 5230
З нами з: 18 травня 2005, 13:25
Звідки: Украина! Львов!!!

Поперед.

Повернутись до Історія та Музеї

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 0 гостей